Регистратура: +375 232 557-937
+375 232 491-763
Платная регистратура: +375 232 491-854
Справка (круглосуточно): +375 232 491-836
Иностранным гражданам: +375 232 491-718
Записаться на прием
En Слабовидящим

Аутизм

Аутизм последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой - неотложностью и сложностью практических вопросов терапии и коррекции. Остро стоит и вопрос о ранней диагностике: поскольку предполагается, что 1 из 10 детей, получающих диагноз умственной отсталости, на самом деле страдает аутизмом. Этим детям можно помочь, но для этого надо как можно раньше начать специальные занятия, кропотливую коррекционную работу, которая поможет расширить их возможности жить в обществе, обучаться в школе, проявлять необыкновенные способности, которыми зачастую обладают аутичные дети.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ АУТИЗМ?

Слово “аутизм” происходит от латинского “autos”, что значит “сам”. Это такое нарушение развития, при котором затруднено формирование социальных контактов с внешним миром и другим человеком. Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал, то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ АУТИЗМА?

В настоящее время точные причины аутизма не установлены. Однако очевидно, что нарушения аутичного спектра могут быть вызваны целым рядом факторов, влияющих на развитие ребенка до, во время и после рождения. Аутизм имеет мультифакторную этиологию, то есть порождается несколькими отдельными причинами, действующими одновременно. Это могут быть наследственные заболевания, генетические мутации, врожденные пороки развития, инфекционные заболевания, стрессы, перенесенные матерью во время беременности, ослабленный иммунитет ребенка. Факторами его развития являются соли тяжелых металлов и другие химические вещества, содержащиеся в окружающей среде. Существовало мнение, что аутизм возникает в результате психологических травм, которые переживал ребенок. Считалось, что родители аутичного ребенка склонны подавлять его активность. Однако проведенные психологические исследования не подтвердили этого. Аутичные дети переживают в детстве не больше психологических травм, чем другие, а их родители столь же заботливы, как и родители обычных детей. Аутические нарушения развития также могут быть вызваны слепотой, глухотой и другими нарушениями анализаторных систем (так называемый вторичный аутизм), поскольку эти нарушения затрудняют для ребенка контакт с внешним миром. Однако необходимо заметить, что аутичным детям часто ошибочно ставят диагноз слепота, немота или глухота, так как некоторые дети избирательно не пользуются отдельными анализаторами (например, делают вид, что не слышат), стремясь ограничить поток информации извне.

КАК РАСПОЗНАТЬ АУТИЗМ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?

Чем раньше будет поставлен диагноз, тем лучше, т.к. на самом раннем этапе заболевания можно многое поправить. Возможно не удастся избавиться от каких-то особенностей, но ребенок будет обучаем, адаптирован к обществу. В раннем детстве важнейшим признаком наличия аутических черт развития является задержка и искажение формирования контактов с матерью и окружающими. Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью, не просится на руки, часто не отвечает на улыбку взрослого ответной улыбкой. Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним, не обращать внимания на указания и предупреждения взрослого, не следить взглядом за указательным жестом. Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт. Некоторые дети чрезвычайно привязаны к родителям, ни на минуту не отпускают их от себя. Могут быть очень чувствительными к сенсорному дискомфорту. Эмоциональный облик аутичных детей очень разнообразен. Это может быть особая отрешенность, или наоборот, тревожность, напряженность, страхи. Изменение привычного стереотипа, порядка жизни вызывают страхи, беспокойство. Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей. Одновременно, ребенок может делать опасные вещи, демонстрируя парадоксальное бесстрашие (например, выбегают на середину проезжей части, или забираются очень высоко, подходят близко к краю площадки, как бы обнаруживая отсутствие чувства края). Речевое развитие аутичных детей так же своеобразно, речь может запаздывать в своем формировании. Первые слова могут быть необычными (“лампа”, “трактор”), в речи могут формироваться стереотипы-штампы, обращают на себя внимание необычные интонации. Собственно аутизм проявляется как отгороженность от других людей и от мира в целом. Она возникает из-за особой ранимости и неумелости этих детей осуществить контакт. Аутичные дети не умеют вступать в контакт, общаться, и их реакция на внешние воздействия парадоксальна с точки зрения других людей. Частым аутичным проявлением является невозможность, боязнь взглянуть в лицо человека, в его глаза, общаться с ним один на один. При настойчивом стремлении войти в контакт с таким ребенком, у него может нарастать тревога, страх, он может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям. Долгое время шли споры относительно того, сохраняется ли сама потребность в общении при аутизме. Однако проведенные специальные исследования, а также наблюдения родителей и специалистов свидетельствуют, что потребность в общении у аутичных детей есть, но сама реализация этой потребности затруднена и искажена. Аутичный ребенок стремиться быть “рядом” с другими, а не “вместе” с другими. Например, он может подолгу наблюдать за игрой других детей, играть рядом с ними, брать у них игрушки, но не вступать в совместную игру с ними и не общаться с ними. Стереотипное поведение также связано с тревожностью и ранимостью аутичных детей. Из-за их тревожности, сверхчувствительности у них возникает много страхов, непонятных окружающим. Аутичные дети стремятся сохранить неизменный, а значит предсказуемый, устойчивый, мир вокруг себя. Все новое кажется им страшным и непредсказуемым, и поэтому вызывает дискомфорт. При этом, поскольку их связи с миром не достаточно широки, они испытывают недостаток положительных ощущений и эмоций и восполняют его доступным для себя способом. Так возникают самораздражающие действия и движения, которые на профессиональном языке называются стереотипиями, поскольку носят устойчивый, однообразный, навязчивый характер. Стереотипии могут быть условно разделены на двигательные (червеобразные движения пальцами, прыжки, хождение по комнате из угла в угол и так далее), речевые (повторение одного и того же звука, слова или фразы), сенсорные (например, обнюхивание). Все выше описанные тенденции и формируют стереотипное, ритуальное поведение. Так как у аутичных детей нарушена способность к общению, то у них вызывают трудности все аспекты жизни, которые связаны с общением, с взаимодействием между людьми, с эмоциями. Например, сюжетно-ролевые игры (“дочки-матери”, “больница”, “магазин”) являются очень сложными для аутичного ребенка, так как в них отражается взаимодействие и отношения между людьми. Игры аутичных детей также состоят из стереотипных манипуляций предметами или обыгрывание отдельных их качеств, например, ключи - звенят, пакет - шуршит и так далее. Общие закономерности развития аутичных детей отражаются и на развитии их интеллекта: некоторые психические функции могут опережать, другие запаздывать в своем формировании. Трудности вызывает все, что требует активного взаимодействия с миром. Например, некоторые дети тонко различают оттенки цветов, выкладывают сложные орнаменты, интересуются буквами и при этом с трудом овладевают навыками самообслуживания, с трудом выполняют просьбы взрослого. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно две трети аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области, например, математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области. Однако все эти методики основываются на том принципе, что знания и способности выявляются при непосредственном общении с ребенком. Дети же, у которых нарушена сама способность к общению просто не могут продемонстрировать свои знания и способности. Поэтому, нельзя считать эти исследования информативными и корректными по отношению к аутичным детям. Если вы подозреваете у ребенка аутизм, то для постановки правильного диагноза и проведения коррекционных мероприятий необходимо показать его специалисту.

КАК ЖЕ ЛЕЧАТ АУТИЗМ?

Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженная агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. При наличии эпилептических приступов показаны противоэпилептические препараты. Коррекционная работа необходима детям со сниженным интеллектуальным развитием и должна проводиться по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира. Идеальным вариантом является комплексная работа, включающая педагогическое воздействие, музыкальные, танцевальные и т.п. занятия и, обязательно, психотерапию. Психотерапия при аутизме воздействует на эмоциональные проблемы ребенка, помогает устанавливать полноценный контакт с окружающими, преодолевать глубокие психологические барьеры, страхи. Страхи есть у всех детей с аутизмом, даже если ребенок их и не озвучивает, не жалуется. Это очень ранние страхи, связанные вообще с переживанием себя, восприятием мира как угрожающего, опасного, от которого нужно защищаться. Аутизм – разновидность тотальной защиты, которая негативно сказывается на всем эмоционально-психологическом развитии ребенка. В связи с тем, что аутизм является очень ранним нарушением развития, психотерапия его – это длительный процесс. Самым лучшим является режим 3-4 сеанса психотерапии в неделю в течение нескольких лет.

КАК ПОМОЧЬ АУТИЧНОМУ РЕБЕНКУ?

Самое главное – это психологический климат в семье. Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне туповатого, неловкого, неуклюжего. Осуждение окружающих людей на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей. В результате, такие родители чувствуют себя одинокими, отверженными, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком. Они начинают стыдиться своего ребенка. Иногда детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное учреждение, а при достижении ими школьного возраста признают «необучаемыми» и не принимают даже в специальную школу. Родители таких детей чувствуют себя очень несчастными. Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенка-аутиста – кричат на него, обзывают, а иногда бьют его. Следует отметить, что для успешной коррекционной работы с аутичными детьми очень важна доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому родителям необходимо создать в доме психологический комфорт. Для этого им нужно избавиться от некоторых стереотипов жизни:

• «мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него»

• «больной ребенок – это наказание за какие-то грехи. Я сам (сама) виноват(та), что он болен»

• «если у тебя больной ребенок-инвалид, твоя жизнь кончена: ты должен(на) все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

Эти и другие стереотипы причиняют родителям огромные страдания, так как диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!». Однако ребенок ни в чем не виноват!

Итак, что бы помочь аутичному ребенку, надо:

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким - с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них - пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, таким семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.


Возврат к списку

Записаться через сайт
  • Хочу выразить мое уважение и огромную благодарность самому лучшему кардиологу, которого я встречала за свои 23 года,(перенеся четыре операции на сердце я видела не мало специалистов в этой области) Заведующему приемного отделения , МУСТАФАЕВУ РУФАНУ АДИЛ ОГЛЫ.  Я попала в хорошие руки и свою жизнь я с уверенностью и не боясь могу доверить этому врачу. Руфан Адилович спасибо Вам огромное что всегда принимаете меня и всегда оказываете мне помощь, раньше мне сложно было куда-то подступиться, меня всегда старались отпихнуть куда-либо, лишь бы не брать на себя ответственность за мое здоровье... Низкий Вам поклон.

  • Мы живем в Украине, но операцию по замене митрального клапана решили делать в Белорусии. 11.01 2018 г. нашему папе(мужу) была сделана операция,все было сделано четко и професионально. От всей души выражаем благодарность всем, кто принимал участие в операции и послеоперационном периоде, всему мед.персоналу,за вашу доброту, внимание, заботу. Особенно заведующему отделением кардиохирургии Сергею Александровичу Бондареву - за высокий професионализм,"золотые руки", чуткое отношение,это настоящий преданый своему делу врач. Пусть будет побольше таких врачей. Хочеться отметить очень доброжелательное отношение всего медицинского персонала центра. Желаем всем здоровья, успехов в работе,всего хорошего в жизни. Хоть для нас жителей Украины операция платная - это того стоит, очень хорошие условия, мы получили высокопрофесиональную медицинскую помощь. Еще раз огромное всем спасибо и низкий поклон. С уважением семья Моцык.

  • Сердечно благодарю коллектив Кардиологического центра за их ежедневный Труд и Помощь пациентам. Мой отец Левин Анатолий 09.11.2017г был доставлен скорой помощью с острым инфарктом в реанимацию. И только благодаря знаниям, профессионализму Врачей-Реаниматологов: Корженевского Ж.Э., Осипенко Д.В. он смог пережить тяжелый период. Они просто Волшебники, т.к. ежедневно спасают жизни! Огромная благодарность  Вам! После реанимации моего отца перевели на дальнейшее лечение в Кардиологическое отделение №3, которое возглавляет Кардеенок Геннадий Казимирович, замечательный Человек, Руководитель и Врач.   Огромная благодарность от всей нашей семьи лечащему врачу Гончаровой Ларисе Васильевне. Это Врач - Профессионал своего дела, очень чуткая, внимательная, ответственная. Ваш труд нелегок и ответственен. Спасибо, Лариса Васильевна, Вам за то, что Ваша доброта и внимание лечат лучше любого лекарства! Пусть Вам на жизненном пути встречаются только хорошие люди.  Спасибо всему коллективу: врачам, медсестрам, санитаркам, работникам пищевого блока за комфортное пребывание в больнице.  Накануне Нового Года хочется всем Вам пожелать: Здоровья, Счастья, Терпения, Старания, приятных Сюрпризов, Любви, Достатка, Хорошего настроения и благодарных пациентов!!!  
    НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!

  • Я, Мельников Виктор Павлович, глубоко благодарен доктору Мустафаеву Руфану Адил оглы за то отношение к больным, в том числе и мне, которое соответствует высокой квалификации доктора. За долгие годы своей болезни редко встречал именно таких лечащих врачей, которые внимательно выслушают ,поймут, примут все меры и дадут полную и доходчиваю косультацию.
    Спасибо Вам.

  • Хотим выразить слова безграничной благодарности врачам и медицинскому персоналу ГОККД: Боровику Д.А., Осипенко Д.В., Боровику А.Л., Лях О.Е., Дорогокупец А.Ю. которые не просто своевременно оказали квалифицированную медицинскую помощь, а вернули нам самого родного и близкого человека - нашего сына, брата, мужа, лучшего друга. Не хватит слов чтобы выразить все наши чувства и переживания которые мы пережили. Низкой поклон, дай Бог, Вам  крепкого здоровья и сил в Вашем благородном деле.

  • В начале июня я проходил обследование в центре.Выражаю искреннюю благодарность всем сотрудникам медицинского центра за высококвалифицированную помощь в проведении обследования в центре. Спасибо огромное заместителю главного врача по медицинской части  Дорогокупец А.Ю.за прекрасную организацию проведения обследования и Врачу Трубиковой Ю.Е. за внимательное отношение к пациентам и высокий профессионализм, хочется отметить очень доброжелательное, заботливое отношение всего медицинского персонала центра. Еще раз огромное всем спасибо, здоровья, удачи и всего вам самого доброго!!!

  • Хочу сказать огромное спасибо хирургу отделения сосудистой хирургии  Рыбакову  Георгию Валентиновичу  28 марта 2017г. мне  была проведена операция на сонной артерии  пусть Бог хранит Вас Уважаемый Георгий Валентинович за то что Вы сделали для меня! Поздравляю Вас и весь коллектив отделения с профессиональным праздником! Огромного здоровья Вам и Вашим семьям

  • От всей души выражаю глубочайшие слова благодарности врачам кардиоцентра Почуйко Елене Борисовне,Горбач Валерию Николаевичу,Тирещенко Елене Геннадьевне и Сазонову Сергею Николаевичу за квалифицированную медицинскую помощь моему мужу Казакову Сергею Николаевичу. Это врачи с золотыми руками и сердцами.Сколько у них доброты и человечности! Также огромные слова благодарности всему медицинскому персоналу. Низкий всем поклон! В канун профессионального праздника желаю всем крепкого здоровья,благополучия,удачи.Спасибо Вам огромное за спасенные жизни. И особенно хочу сказать огромное спасибо Тирещенко Елене Геннадьевне за ее ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

  • 10 мая 2017 года делала операцию по поводу нарушения ритма-рча.Огромное спасибо врачам Асмоловскому Д.О И Кадочкину В.О.Это врачи с большой буквы с золотыми руками!!!!Очень внимательные,вежливые и человечные молодые люди!!!Большое спасибо вам за ваш труд и за наши спасенные жизни!!!

  • Мне 77 лет. До 75 лет на здоровье особых жалоб не было. Но, 13 марта этого года, по дороге домой внезапно потеряла сознание, упала на левое плечо, перелом плечевой косточки без смещения. После снятия гипса, обратилась к кардиологу, было назначено лечение по поводу нарушения сердечного ритма. Повторная потеря сознания дома, скорая увезла в кардиологический центр. 30.05.2017 г. была в центре проведена операция - установлен кардиостимулятор.
    Хочу выразить мою глубочайшую  БЛАГОДАРНОСТЬ врачу Сейфидиновой С.Г.,врачу Боровской И.Я., врачу Анасовичу В.И., м/сёстрам Евсеенко Г.Ю., Маныкиной М.А.,Баженовой О., Осинной С., санитаркам Янковской С., Савченко Л.Ф. и всему обслуживающему персоналу в последующие дни после операции. ВЫ все очень дружный и сплочённый коллектив.
    Хочу отметить высокий профессионализм врачей и пожелать крепкого ЗДОРОВЬЯ, ТЕРПЕНИЯ, не останавливаться на достигнутом уровне, а продолжать и далее совершенствоваться, чтобы дарить здоровье и вторую жизнь нашим сердцам.
    От чистого сердца НИЗКИЙ ВАМ ВСЕМ ПОКЛОН, успехов во всех ваших дальнейших работах, открытиях.
    С уважением, Жанна Григорьевна Стародубцева.
    4 июня 2017 г.

Отзывы наших пациентов
Электронное обращение Вопрос к специалисту Написать отзыв